- Рай
-
РАЙ — в христианстве — сооб-во избранников в блаженной вечной жизни. Само сл. Р. имеет персидское происхождение и означает "сад". У персидских вельмож и царей были обширные парки со зверями, предназнач. для охоты. Представление о Р. и блаженстве находящихся в нем людей характерны для мн. народов. Так, у персов, исповедовавших зороастризм, благочестивые почитатели Ормузда, выполняющие все требования религии, после смерти попадают в светлое место, в царство Ормузда, т. е. в Р. Представление греков о золотом веке и райском блаженстве первых людей в наиб. полном виде выражены в "Трудах и днях" Гесиода. У др. греков существовало представление об Элизиуме, где после смерти живут герои, праведники и благочестивые люди.
В библейской Кн. Бытия Р. названо место пребывания первого человека: "И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке и поместил там человека, которого создал" (11, 8). В др. местах Библии Р. наз. "садом Божьим" или "садом Эдема", а также просто Эдемом. Поток, орошавший Эдем, был источником четырех рек — Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. Комментаторы Библии полагают, что библейский Р., несомненно, находился где-то в южной части Месопотамии, между Вавилоном на севере и Персидским заливом на юге.
Небесный Р. у христиан — это царство, уготованное Богом от начала мира, где в ожидании воскресения и всеобщего суда обитают души праведников и святых, не зная болезней и печалей и ощущая лишь блаженство и радость. Упоминание о Р. в Св. Писании весьма кратки, в Н. Завете Иисус Христос наз. его "домом отца моего". Апокалипсис Иоанна рисует Р. небесным Иерусалимом, городом без печали и смерти. В Св. Писании Р. назван "святым местом", "местом славы", "царством небесным", "лоном Авраамовым" и т. п. Отцы Церкви учат, что души святых в райских обителях пользуются их благами не одинаково, а соотв. их достоинству. Святые, находящиеся в Р., молятся о живых и не достигших праведности умерших. Учение о Р. окончательно было возведено в догмат церкви Халкедонским (451) и 2-м Никейским соборами. Протестанты критиковали представление о существовании Р. только на небесах, говоря о всеприсутствии Бога. Католичество считает Чистилище промежуточным звеном между раем и адом, в к-ром души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отягченные смертными грехами, проходят через очищающий огонь. Православие не признает Чистилища. Учение о Р. резюмируется Православной Церквью в литургич. пам. и погребальных молитвословиях. Попытки нек-рых правосл. богословов трактовать Р. в аллегорич. духовном понимании отвергнут совр. офиц. православием. Образ небесного Р. и небесного города Иерусалима стал одним из наиб. ярких образов в христ. иск-ве, лит-ре и философии.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.